О НАСТРОЙКЕ

Настройка фортепиано (пианино, рояля) — это наиболее распрастраненная услуга фортепианных мастеров, пользующаяся большим спросом. Каждый обладатель фортепиано желает чтобы его инструмент был хорошо настроен по камертону, но не каждый знает как и за счет чего можно придти к такому результату.

Основные принципы:

1. Есть стандартная высота звучания тех или иных тонов (нот, клавишей) — Ля 440Гц, называемая «строем». От этого звука настройщик выстраивает все остальные на слух (темперирует). Это означает, что мастер берет камертон ля 440Гц, сверяет высоту звучания вашего инструмента с эталоном и принимает решение как действовать дальше. Если фортепиано давно не настраивалось у него будет заниженный строй, в этом случае придется сначала поднять строй (натянуть все струны), а затем приступать к настройке.

2. Темперация — это настройка всех тонов гаммы (всех нот, клавишей), исходя из одного звука Ля 440Гц. Это звук камертона. Представьте себе: от одного звука будут настроены более двухсот струн. Этот начальный процесс наиболее важен. От звука ля настройщик начинает брать различные сочетания звуков (интервалы), настраивая каждый раз следующую ноту. Таким образом выстраивается сложная цепочка действий. Постоянный контроль с проверкой и ни шагу в сторону, ведь если настройщик будет иногда чуть-чуть ошибаться, то ошибка будет накапливаться, с каждой следующей нотой. После того, как мастер выполнит темперацию, а это всего одна октава, ему предстоит настроить весь средний регистр: от ре малой октавы, до ми второй.

3. Настройка унисонов. Как вы знаете у фортепиано в одной ноте может быть несколько струн (2,3). Если нужно настроить двух, или трехструнный хор, необходимо все струны этого хора настроить так, чтобы он звучал как одна струна, без каких-либо колебаний или волн. Только в этом случае при нажатии на клавишу можно будет услышать четкий ясно выраженный тон.

4. Настройка басов. Это не менее ответственная часть работы, так как басовые струны звучат очень долго и, собственно, бас — это опора в музыке. Басовые струны отличаются от остальных наличием медной навивки. От качества навивки зависит настройка. Бывают настолько некачественно изготовленные струны, что их с больших трудом удается настроить в унисон.

5. Настройка верхнего регистра. По-сути его настройка ничем не отличается от всего вышесказанного, кроме того, что звуки верхнего регистра звучат настолько коротко, что трудно успеть услышать качество настройки.
Вам будет трудно с этим смириться, но фортепиано — это самый грязный по звучанию инструмент. Причина этого в том, что оно имеет очень большой диапазон звуков от трудно различимых рычащих басов, до стеклянных коротких звуков верхнего регистра. Законы физики не нами писаны и они гласят, что одновременно взятые темперированные звуки в разных регистрах будут звучать неидеально чисто настроенными. С другой стороны если при настройке не производить темперацию, то мы не добьемся чистоты звучания среднего регистра. Поэтому имеет смысл одно высказывание: «Фортепиано нужно не настраивать, а равномерно расстраивать».

Несколько причин неблагоприятно влияющих на настройку:

  1. Плохое качество струнной стали или медной канители
  2. Плохое качество изготовления струн
  3. Трещины в деке и других частях резонансного блока
  4. Плохое состояние вирбельбанка, в этом случае инструмент вообще нельзя настроить по камертону.
  5. Включение и отключение отопления. Даже если на фортепиано вообще не играть, оно все равно расстроится. Помните, оно сделано из дерева, которое чутко реагирует на влажность и температуру. Необходимо стараться поддерживать одинаковые температуру и влажность воздуха в помещении в течении всего года.