Реставрация внешней отделки
Внешний вид пианино или рояля создает особую ауру вашего интерьера и является его неотъемлемой частью. Существуют различные варианты реставрации внешнего вида: покраска прозрачным глянцевым или матовым лаком, колеровка лака в любой цвет, искусственное старение патинами, покрытие корпуса фортепиано и других частей шпоном, тонирование шпона в различные цвета. При проведении покрасочных работ, старое покрытие, как правило, приходится удалить. Далее мы имеем возможность воплотить любые ваши желания, чтобы инструмент вписывался в интерьер. Черное глянцевое полированное покрытие, в котором вы можете увидеть свое отражение — это классика. Такой вариант отделки пользуется особой популярностью. Не менее распространен белый и другие цвета. Если у вас имеется старинная мебель, то вам подойдет отделка шпоном. Существует шпон различных видов древесины. Вы можете выбрать любой вариант на сайте bohmans.ru.
Клавиатура фортепиано также подлежит реставрации. За все время фортепианостроения использовали различные виды материалов для облицовки клавиш: слоновая кость, бюджетные виды пластмасс, которые спустя время деформируются, желтеют и отклеиваются, современные виды пластиков, черное дерево, тонированная в черный цвет груша. Выделим плюсы и минусы этих материалов. Слоновая кость с годами желтеет, хрупка, часто откалывается по краям клавиш с торца, впитывает влагу пальцев, за счет чего на ощупь не такая холодная, как пластик. Современный пластик — не желтеет, гладкий, пальцы легко скользят по нему, за счет чего пианисту гораздо комфортнее играть трудные технические произведения, износостойкий, на ощупь холодный, легко чистится от грязи и пыли. Слоновую кость можно отбелить и наполировать, но со временем она все равно приобретет такой же вид, как до реставрации. По вашему желанию возможно заменить слоновую кость на современные клавишные накладки, особенно если она сильно испорчена. Накладки черных клавиш, также как и былых, могут подлежать замене.
Различные металлические детали — педали, подсвечники, петли и другое возможно отчистить и наполировать, либо заменить. Реставрация чугунной рамы рояля также необходима, как и реставрация корпуса. В отличие от пианино, где раму не видно, рама рояля находится на глазах, когда вы подымаете крышку. Чтобы не было разницы между свежеокрашенным корпусом и не тронутой чугунной рамой, рекомендую ее также отреставрировать, так как это сильно бросается в глаза.
О звуке
Звук пианино и рояля отличается друг от друга. Это обусловлено различием в строении этих инструментов. Можно найти различие в звуке между старинными и современными фортепиано. Бытует мнение, что звук антикварных инструментов лучше, он глубже и более продолжителен. Не будем говорить что лучше, а что хуже, звук просто разный. Современные фабрики стремятся добиться как можно более яркого звучания, приближая рояль к симфоническому оркестру. О том, как звучал старинный инструмент, изготовленный 100 и более лет тому назад, мы можем только догадываться. Факт в том, что в настоящее время ваше фортепиано звучит определенным образом. Если вам дорог этот звук, нравится, то никакой новый инструмент вам не заменит его, это просто не возможно. А почему? — мы выясним позже.
Давайте разберемся, как происходит образование звука. Большинство людей думают, что при игре на фортепиано звучат струны. Это не совсем верно. Звук, который мы слышим — это звук деки (деревянный плоский щит, находящийся под струнами). Струна — это всего лишь элемент, который создает вибрацию определенной чистоты. Например: нота ля первой октавы, струна колеблется со скоростью 440 колебаний в секунду (440Гц). Дека и струны связаны между собой и располагаются параллельно друг к другу. Их связывает штег — арфаобразный деревянный брус, приклеенный к деке. Струна проходит через штег, плотно прилегая к нему. Когда происходит удар молоточка по струне, она начинает колебаться, приводя в колебание штег и деку. В этот момент мы слышим звук. Большой деревянный щит (мембрана, дека) колеблется с той же скоростью, что и струна. Итак, мы выяснили, как образуется звук.
Теперь поговорим о тембре. Поскольку у фортепиано звучат не струны, а дека, тембр зависит от состояния ее дерева. Именно поэтому звук старинных инструментов так отличается от современных. В антикварном фортепиано деке, к примеру, 100 лет. Что только она не перенесла за это время. Как правило, там образуются трещины, деформации, места расклейки. Все эти дефекты ухудшают звучание. В процессе реставрации ей важно уделить особое внимание. Практически любая дека подлежит восстановлению. Все трещины можно заклеить так, что сразу и не заметить, что они там были. После того, как целостность и упругость будет восстановлена, ее обрабатывают особым лаком. Отреставрированная дека будет вести себя очень стабильно, так как процесс усушки дерева давно завершен, а ее звучание будет радовать вас и ваших детей.
Второй важный момент, от которого зависит тембр — это молоточки (материал — войлок). Представьте, если бы по струнам били не молоточки, а какие-нибудь деревянные или железные предметы. Тембр в этом случае был бы похож на звук клавесина. Поэтому при реставрации имеет смысл заменить молоточки, так как они изнашиваются и восстановлению не подлежат. Но иногда можно встретить фортепиано, на котором очень мало играли и молоточки не изношены. В этом случае можно обойтись шлифовкой молоточков.
Следует уделить немного внимания штегу. Это важный элемент в резонансном блоке. Поскольку он изготовлен из дерева, в нем могут быть трещины. Случается и так, что штег отклеивается от деки и в этом случае он плохо передает вибрацию от струны на деку. Все эти моменты легко устранимы. Возможно изготовление нового штега.
И, наконец, последнее — поговорим о струнах. Они тоже играют роль в звуке. Струны изготавливаются из стали и меди. Как вы понимаете, сталь и медь имеет свойство с годами подвергаться коррозии, а также в медной навивке басовых струн скапливается грязь, которую невозможно удалить. Из-за этого звук становиться не продолжительным и матовым. Струны для каждого инструмента изготавливаются индивидуально из немецкой струнной проволоки вручную. Поэтому замена струн на фортепиано дорогое, но оправданное удовольствие.
Механика
Это очень сложная часть фортепиано, в которой может разбираться только специалист. О замене молоточков было сказано выше, рассмотрим остальное. В механике много различных деталей, названий, специфической терминологии. Плюс ко всему механики пианино и рояля сильно отличаются друг от друга. Постараюсь объяснить эту тему на примере пианино. Будем идти, не вдаваясь в подробности снизу вверх.
Клавиатура
О реставрации клавишных накладок было сказано выше. Кроме этого необходимо учесть следующее: в клавишах имеются пазы и отверстия, оклеенные сукном. В процессе эксплуатации оно изнашивается и его можно заменить новым. Под клавишами располагаются войлочные и суконные шайбы, которые отвечают за высоту и глубину нажатия клавиш. Они также изнашиваются и подлежат замене.
Фигуры
При нажатии на клавишу ее задняя часть поднимается, приводя в движении фигуру. Это наиболее сложная многофункциональная деталь механики, на которой располагаются множество других элементов. По сути, фигура — это промежуточное звено между клавишей и молоточком. В процессе реставрации может потребоваться замена металлических осей, сукна, войлока, пружин.
Демпферы
Когда мы нажимаем клавишу — звук есть, когда отпускаем — звук гасится демпфером. При проведении ремонта механики может потребоваться замена демпферного пушеля и пружин, которые прижимают его к струне.
Молоточки
Молоточек состоит из нескольких элементов. Чаще всего можно обойтись заменой верхней части молоточка (головки молоточка). Но иногда приходится менять больше элементов и даже весь узел. Если ваш инструмент мало эксплуатировался, то молоточки могут быть в полном порядке. В этом случае производится шлифовка молоточков с дальнейшей интонировкой (выравнивание тембра и громкости звучания).
Вирбельбанк
Это часть фортепиано, которая отвечает за надежность настройки. Вирбельбанк — это клееная толстая фанера из бука (существуют другие разновидности), в которой располагаются вирбели (колки). На старинных инструментах вирбельбанки делали из крупных дощечек. Такой вариант не является самым надежным, поэтому современные вирбильбанки изготавливаются из более мелких слоев дерева. Рассмотрим проблемы, которые могут возникнуть: трещины, расслоение, естественное старение, выработка. Важно знать, что вирбельбанк должен выдерживать натяжение всех струн, как вы понимаете это огромная нагрузка. Под воздействием натяжения струн, колки часто вдавливаются в дерево и отверстия становятся овальными, в связи с чем, колок в вирбельбанке сидит не достаточно плотно. В этом случае фортепиано невозможно настроить. При осмотре мастер может оценить состояние вирбельбанка и решить: менять его, ремонтировать, или достаточно просто поставить колки толще.
Как видите, реставрация фортепиано — это сложный и долгий процесс, требующий знаний, терпения, средств. Заказав реставрацию, вы получаете: новый внешний вид, восстановленную деку, замену струн, отремонтированную механику, гарантированную стабильную настройку. Новые фортепиано стоят очень дорого, поэтому реставрация вашего инструмента может быть выгодным решением. Для точной оценки стоимости работ вам следует пригласить мастера. Выезд бесплатно.