Ассоциация фортепианных мастеров была создана в 1990 году. Президентом АФМ, организатором всех мероприятий является заслуженный работник культуры РФ — Владимир Карпович Частных. До открытия ассоциации фортепианные мастера были лишены возможности получать информацию о развитии своей профессии за рубежом, обмениваться опытом с иностранными коллегами. Ассоциация поставила перед собой задачу объединить мастеров, дать им возможность профессионального роста и, как следствие, улучшить качество обслуживания фортепиано. В 1995 году ассоциация была принята в союз «Europiano». Появилась идея международной семинарии. Теперь в ассоциации один — два раза в год, проводятся семинары ведущими специалистами таких фирм, как: «Bechstein», «Steinway», «August Forster», «Yamaha», «Petrof», «Kawai», «Bosendorfer», «Schimmel». Итогом каждого семинара является повышение фортепианного мастерства, восстановление одного или двух инструментов в России. Так, на семинарах к жизни вернулись исторический рояль, подаренный С.В.Рахманиновым Саратовской консерватории, и рояль Дома-музея в Ивановке. Кроме того, АФМ организует стажировку российских мастеров за границей, переводит статьи, книги и издает их. Совсем недавно были переведены и изданы книги норвежского фортепианного мастера Карла–Йохана Форсса. Эти книги настолько уникальны и поучительны, что не оставят равнодушным даже самого опытного мастера.
О мероприятиях
В январе 2010 года состоялся семинар по обслуживанию концертного рояля «Yamaha» Святослава Рихтера. Семинар проводил педагог Казуто Осато (Япония), который непосредственно работал с Рихтером и в наши годы — с Мацуевым. На наших глазах Казуто Осато творил чудеса, открыл множество своих секретов, восстановил рояль Рихтера, и теперь он снова звучит как новый. Мастер демонстрировал шлифовку молотков, интонировку, полную регулировку механики, настройку. В конце семинара педагог вручал участникам сертификаты «Yamaha» . Такие семинары остаются в памяти навсегда, дают рабочий заряд на долгое время и призывают не останавливаться на достигнутом. Благодаря этому вы имеете возможность получить профессиональные услуги европейского уровня здесь и сейчас.
Так или иначе, задача каждого фортепианного мастера состоит в том, чтобы «одушевить» инструмент всевозможными средствами, чего бы это ни стоило и не опускать руки, даже в безнадежных случаях. Конечно, не каждый член ассоциации принимает активное участие в подобных мероприятиях и стать членом АФМ — это не предел достижений. Можно услышать даже отрицательные отзывы о «настройщике из ассоциации». Причина этого проста — некоторые настройщики вступают в нее, чтобы произвести впечатление своим удостоверением, и исключать таких людей из АФМ нет причин, это их право. Но хорошего мастера всегда можно отличить от ленивого с первого раза и возвышать одно, а опускать другое, делить на черное и белое я не вижу смысла, вы сами сделаете выбор. Все очень просто, ваш инструмент некачественно обслуживался — вот причина того, что вы посетили этот сайт и ищете фортепианного мастера.
10–11 ноября 2010 года в Санкт-Петербурге состоялся первый в России экзамен фортепианных мастеров, организованный союзом «EUROPIANO». Итогом экзамена явилось вручение европейского сертификата от «EUROPIANO» участникам, сдавшим экзамен. В экзамене приняли участие наиболее опытные мастера из ассоциации со всей России. Комиссия состояла из четырех человек: двое российских мастеров, один специалист из Германии и один из Швейцарии. В экзамен входили: настройка фортепиано, регулировка механики пианино и рояля, письменный тест, ремонт фортепиано. Все готовились, волновались, но не зря, ведь такие встряски идут только на пользу, повышают уровень мастера в разы. Кроме того, каждая часть экзамена была ограничена во времени, что придавало еще больше нервозности. Но практически все участники вышли победителями, в том числе и я. Теперь мы, сдавшие экзамен, стали не только обладателями сертификатов, но и членами союза «EUROPIANO».
После экзамена, 14–16 ноября, состоялся семинар фирмы «Бёзендорфер», который был посвящен интонировке новых молоточков на концертном рояле. Семинар вел австрийский специалист Ханс Муфф. Он показал приемы прокалывания молотков, новый метод подгонки молотков ко струнам, методы шлифовки молотков, последовательность работы. Все мастера были довольны результатом интонировки, вновь и вновь подходили к роялю послушать великолепные басы и необычный тембр рояля. Сам тембр можно охарактеризовать такими словами, как глубина, певучесть, бархат, матовость, широкий спектр пианиссимо, культурность, аккуратность. После семинара все мы еще раз убедились, что «Бёзендорфер» — один из самых лучших брендов.
Безусловно, ассоциация фортепианных мастеров внесла огромный вклад в развитие профессионализма настройщиков. Мне посчастливилось, и я имею возможность слышать из уст выдающихся европейских специалистов и педагогов ту информацию, которой не услышать нигде, увидеть своими глазами то, чего не найти даже в интернете, и реализовать полученные знания в своей работе.